Пропустить меню

«Героини Генделя» Бартоли в Москве (2013)

← К списку отзывов

«Героини Генделя» Чечилии Бартоли в Большом зале Московской консерватории, 21 сентября 2013

В ролях:

Чечилия Бартоли, меццо-сопрано [Cecilia Bartoli]

Оркестр La Scintilla

Ада Пеш, концертмейстер [Ada Pesch]

В программе:

Георг Фридрих Гендель: увертюра к опере «Ринальдо» | Furie terribili | Dunque i lacci… Ah, crudel | Scherza in mar | увертюра к опере «Юлий Цезарь в Египте» | Che sento, o dio… Se pietà | увертюра к оратории «Триумф времени и разочарования» | Lascia la spina | Ah, che sol per Teseo… M'adora l'idol mio | Felicissima quest'alma | Sì, vendetta si cerchi… Pugneran con noi le stelle | Allegro из увертюры №6 Франческо Мария Верачини | увертюра к 3 акту оперы «Альцина» | Ah! mio cor | увертюра и марш из 3 акта оперы «Юлий Цезарь в Египте» | Mi deride l'amante… Desterò dall'empia Dite | O sleep (бис) | da capo из Desterò (бис)

Агостино Стеффани: Amami, e vederai (бис) | A facile vittoria (бис)

Франческо Мария Верачини: Allegro из увертюры №6

Я надеялся услышать эту программу с самого её появления в репертуаре Бартоли в 2010 году. Тогда она называлась «Гендель и его соперники», а гендерный принцип выбора арий ещё не был введён. Со временем произошёл ряд логичных изменений и замен, и в итоге программа достигла своего современного состояния. Разнообразие тематики и богатство красок арий делает из концерта полноценное театральное представление, основанное на эмоциональных контрастах: появление разгневанной Армиды «на колеснице, запряжённой двумя драконами, которые изрыгают дым и пламя» сменяется глубокой скорбью, как позже не омрачённое ничем счастье нимфы — призывом к бою. Разные чувства и страсти следуют друг за другом, когда Бартоли, как меняющая облик дамаскская царица, перевоплощается из одного персонажа в другого.

В прошлом году Бартоли исполнила в Москве «Sacrificium» на высочайшем уровне. В этот раз она, казалось, превзошла саму себя, что, в общем, следовало ожидать: Гендель — её конёк в музыке барокко. Среди колоратурных арий избранное место занимает ария Агилеи «M'adora l'idol mio», где певица и солирующий гобой соревнуются в подвижности и лёгкости. В прошлый раз эта эффектная ария была спета на бис, соперничество между голосом и инструментом длилось и длилось… и пальму первенства было трудно отдать только одному из солистов. В этот же раз гобоист уступил меццо-сопрано, и победа осталась целиком за Бартоли, но общее же впечатление, безусловно, было менее ярким по сравнению с прошлогодним. Значительная часть концерта отведена медленным ариям, во время которых замирает зал, а время будто останавливается. По силе воздействия вершина концерта, безусловно, — ария Альцины «Ah! mio cor», полная невыразимой грусти, шаг за шагом всё сильнее потрясающая чуткого сердцем слушателя. Ария Наслаждения «Lascia la spina» была сладостна в своей задумчивой печали, а с точки зрения техники исполнения — как всегда отмечена невероятным владением дыханием и нежнейшим пиано.

Спетые на бис две арии Стеффани прозвучали великолепно, в особенности «Amami, e vederai», которая понравилась мне даже больше, чем в студийной записи. Всё внимание Большого зала консерватории сконцентрировалось в одной точке, где в лучах света под камерный аккомпанемент лютни, виолончели и клавесина сгорала от несчастной любви Ниоба.

Отдельно хочется упомянуть трубача, проделавшего большую работу в «A facile vittoria».

Я слушал Чечилию Бартоли уже в девятый раз: каждый раз бесподобно, как всегда, и в то же время — прекрасно как никогда.

23 сентября 2013