Пропустить меню

Камерон Карпентер в Москве

← К списку отзывов

Камерон Карпентер в Светлановском зале Дома музыки (Москва), 27 ноября 2012

В ролях: Камерон Карпентер, орган [Cameron Carpenter]

В программе: Иоганн Себастьян Бах, Сезар Франк, Перси Грейнджер и другие

Камерон Карпентер второй раз выступил в Москве. Если прошлый концерт оставил однозначно положительные впечатления, то этот заставил задуматься.

Выступление Карпентера — характерный образец современной музыки, близкой к академической, преподнесённой в доступной форме шоу. Отойдя от исполнения классики в её настоящем виде, Карпентер свободно импровизирует в сочинениях Баха и Франка и ловко выходит за рамки стиля подлинника (скрывая швы между оригиналом и производным за виртуозным движением конечностей). Конечно, степень импровизации всегда остаётся на усмотрение исполнителя, но часто возникают сомнения, не пересечена ли уже некая граница допустимого. При этом мне кажется, что нынешние изыскания Карпентера-композитора (называть услышанное итогом поисков не хотелось бы) могут ещё привести к созданию если не нового музыкального языка, то хотя бы диалекта. По крайней мере, у него в руках огромная музыкальная традиция, которая неплохо послужила бы материалом для подобного творения.

Карпентер шокирует не столько экстравагантным имиджем, сколько звуком. Наверное, я никогда не привыкну к тому, что орган то запищит синтезатором, то заплачет, как дитя, на частоте, близкой к ультразвуку. Между тем, мне это напоминает поэтические изыскания Велимира Хлебникова, глокую куздру Льва Щербы и «Пусек бятых» Людмилы Петрушевской, то есть торжество звуковой оболочки над содержанием.

Безусловно, это достижение — собирать огромные залы и вызывать овации у самой разнообразной аудитории после вечера с подобной программой, однако ощущения полной смысловой наполненности подобные концерты у меня вызвать не способны.

28 ноября 2012