Пропустить меню

Филипп Жарусски в Москве (2010)

← К списку отзывов

Концерт Филиппа Жарусски в Малом зале Московской консерватории, 28 сентября 2010

В ролях:

Филипп Жарусски, контратенор [Philippe Jaroussky]

Ансамбль «Солисты Екатерины Великой», руководитель — Андрей Решетин

Оркестр «Pratum integrum»

В программе:

Антонио Вивальди: псалмы Nisi Dominus | ария «Sento in seno» (Юстиниан)

Георг Фридрих Гендель: арии «L'angue offeso mai riposa», «Cara speme» и «Empio, dirò, tu sei» (все — опера «Юлий Цезарь в Египте»)

Никола Порпора: арии «Dolci freschi aurette», «Senti il fato» и «Alto giove» (все — опера «Полифем»)

Также в концерте прозвучало несколько сонат.

Филипп Жарусски считается одним из лучших современных контратеноров. Я слышал его как в студийных, так и в «живых» записях, а потому примерно представлял себе, чего стоит ждать. Записи порой нас обманывают, но Жарусски оправдал все ожидания, а в чём-то их и превзошёл. Хорошо, что концерт состоялся в Малом зале: голос, как положено контратенорам, небольшой, и тут был впору. Думаю, в Большом зале несколько лет назал он звучал несоразмерно, а, возможно, даже несуразно.

На протяжении всего концерта чувствуется, сколько работы вкладывается в пение исполнителем. Техника и самоконтроль ощущаются буквально в каждый момент. Жарусски очень аккуратен, что естественно, ведь эмоции, получаемые слушателем от музыки барокко, напрямую связаны с технической стороной исполнения, и малейший недочёт может испортить всё впечатление. Петь тихо сложно, данное умение обычно характерно певцам очень высокого уровня, и Жарусски отлично с этим справляется. Несколько раз за концерт pianissimo просто поражало. Разумеется, замечательно поставлено дыхание, и, если фраза должна быть спета целиком, то она исполняется на одном выдохе. Вокал барокко славен колоратурами, и тут тоже всё в порядке: они мягкие (это нормально), но не смазанные, то есть все положенные ноты звучат отдельно, темп высокий.

Очень порадовало, что голос лёгок и свободен, не напряжён. Верхи довольно убедительны за исключением отдельных нот, которые звучат несколько сухо, но это мелочи, связанные с техникой звукоизвлечения контратеноров вообще. Меня не очень тронули бравурные арии, кроме «Empio, dirò, tu sei» (тут, правда, осталась нерешённой проблема: спеть убедительно слово «crudeltà» не удалось, кажется, пока никому). Вопрос об отношениях героических арий и контратеноров, скорее, из области эстетики, поэтому сейчас я его оставлю. Зато тихие и медленные арии оставили глубочайшее впечатление. «Alto giove» — неописуемо хороша, такое запоминается на всю жизнь: единение технической и эмоциональной составляющих было в этой арии абсолютным. То же можно сказать о «Sento in seno» и «Cara speme».

29 сентября 2010