Пропустить меню

Шерлок Холмс и чёрные человечки (2013)

← К списку отзывов

Шерлок Холмс и чёрные человечки Александра Бубнова

Создатели:

Режиссёр и автор сценария — Александр Бубнов

Художники-постановщики — Александр Бубнов и Ирина Ковтун

Аниматоры — Евгений Алёхин, Лариса Булаш, Ирина Вовокогон, Александр Бубнов, Татьяна Гагурина, Игорь Хоменко; Борис Бубнов

Художники — Виктория Березина, Инна Романюк

Музыка — Евгений Гальперин и Александр Гальперин

Звукорежиссёр — Сергей Анисенко

И другие

Роли озвучивали:

Алексей Колган

Лариса Брохман

Студия «Бубен», 2012 год

Со времени выхода «Убийства лорда Уотербрука» прошло восемь лет. Многие, разумеется, ждали продолжения в том же духе — фильм, порождающий, как сейчас бы сказали, мемы или афоризмы, популярные даже у трёхлетних детей («я определил это по пуле», «молчите, вы труп!», «эти покойники такие упрямые»). Между тем, автор не стал эксплуатировать найденную тему в прежнем виде, а позволил ей вырасти в нечто большее. «Чёрные человечки» — классическая детективная история, интерес к которой тем больше, чем ближе действие к развязке. Пока что кино самой широкой публике было представлено в виде сериала, и у этой формы есть свои плюсы: у каждого из шести отрывков есть, с одной стороны, своя завершённость, необходимая, чтобы серия воспринималась как целостное произведение, а с другой, по законам жанра, в конце непременно создаётся интрига, ведущая к продолжению. Развитие истории весьма динамично, и сюжетная кульминация достигается в пятой части, где происходит решающая схватка между силами добра и зла, однако и в следующей, последней, серии благодаря ретроспективе напряжение не спадает. Обращение к предыстории также создаёт красивую обрамляющую конструкцию, а добавленный эпилог, в котором решается последняя загадка, «добивает» изяществом мысли в её последовательном применении.

Комическое щедро рассыпано по фильму — в репликах, деталях, отсылках к трём, по меньшей мере, оригиналам и в самом строении сюжета, — но, если первый фильм был своеобразным концентратом шуток, что производило некоторое впечатление фантасмагории, то здесь всё гораздо «реальнее» (конечно, если отвлечься от мелочей вроде того, что люди не летают). Как и «Убийство», «Чёрных человечков» можно пересматривать много раз подряд, открывая каждый раз для себя что-то новое. Юмор очень милый, на многие вкусы и на любой возраст — у взрослых не возникнет реальной проблемы с объяснением детям того, что значит «лорд соблазнил девушку».

Я неоднократно наблюдал, как люди, начиная смотреть «Убийство» скептически, после первой реплики Холмса «это пуля» проникались бесконечной теплотой к фильму. Радость узнавания. В «Чёрных человечках» актёрские работы соответствуют изменениям в стилистике: действующие лица стали глубже и живее, демонстрируя в разных ситуациях широкий спектр эмоций, и тут можно легко удариться в перечисление и цитирование особенно полюбившихся сцен. Впрочем, иногда и молчание красноречиво, и тут нельзя не упомянуть важный аспект визуальной стороны фильма, а именно богатую мимику — Холмс в начале сериала просто творит чудеса бровями, потерпев «поражение» в датировании старинной рукописи и выслушивая полёт фантазии Ватсона. Картинка вообще создана с большой любовью, и некоторые виды Лондона хочется повесить в рамку на стену.

У автора в блоге проскальзывали идеи взяться за съёмки третьей части, и тут можно только пожелать удачи и выразить надежду, что всё сложится как нельзя лучше: это тот самый случай, когда продолжение (сразу двух произведений — книг Конан Дойля и «Убийства лорда Уотербрука») не уступает оригиналу, а во многом является самостоятельным творением.

20 сентября 2013

Канал режиссёра на YouTube и Vimeo