Пропустить меню

Реквием Моцарта в Риме (2012)

← К списку отзывов

Реквием Вольфганга Амадея Моцарта в Зале Святой Чечилии (Рим), 16 января 2012

В ролях:

Айлин Перес, сопрано [Ailyn Pérez]

Марианна Пиццолато, меццо-сопрано [Marianna Pizzolato]

Антонио Поли, тенор [Antonio Poli]

Вито Прианте, бас [Vito Priante]

Хор и оркестр Национальной академии Святой Чечилии

Дирижёр — Антонио Паппано [Antonio Pappano]

В программе:

Джоаккино Россини: увертюра к опере «Шёлковая лестница»

Йозеф Гайдн: концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром

Вольфганг Амадей Моцарт: Реквием ре минор

Мне не приходилось прежде слышать в концерте ни оркестр Академии Святой Чечилии, ни его нынешнего главного дирижёра Антонио Паппано. Оркестр звучит совершенно великолепно, однако красивым звучанием всё, к сожалению, и ограничилось. Программа концерта смутила меня ещё в ноябре, когда я покупал билет: слишком далеки по настроению увертюра к комической опере и реквием, тем более Моцарта. И действительно: приятно провести время под музыку Россини и Гайдна удалось, а Реквием не то чтобы разочаровал, но совсем не впечатлил.

Оркестр под управлением Паппано звучит очень чисто и рельефно, баланс выстроен до такой степени аккуратно, что всегда слышны все партии, и можно было бы без проблем восстанавить со слуха партитуру. Однако именно эта особенность звучания повредила целостности Реквиема, и музыка стала понемногу «разваливаться», что было особенно заметно в «Lacrimosa». Мне не хватило энергичности в фуге «Kyrie eleison» (и её повторении в конце); в Dies irae же, напротив, взятый темп был выше, чем следует, отчего хор прозвучал обрывисто и сбивчиво. Чрезмерно быстро исполнили и одну из самых красивых частей — «Domine Jesu Christe». Неуместной была, на мой взгляд, сделанная перед финалом театральная пауза в четыре секунды длиной.

Хор прекрасен и не уступает по качеству родственному оркестру, особенно хороша теноровая группа. А вот солисты яркого впечатления не оставили. Для тенора Антонио Поли его партия оказалась заметно трудна, поэтому пел он тяжело и с напряжением. Голос Айлин Перес был немного зажат, кроме того, она заметно «плавала» в начале. Лучше дело обстояло с Вито Прианте, которому действительно удалась «Tuba mirum». Марианна Пиццолато, меццо-сопрано, понравилась, пожалуй, более других — отсутствием сколько-нибудь серьёзных недостатков в технике и просто приятным тембром.

Вот и всё, что можно было бы сказать об этом исполнении Реквиема. Жаль, когда при роскошном оркестре и хоре такое сочинение не звучит: покидаешь зал не с раздражением, как бывает, когда произведение явно портят, но уходишь с обидой.

20 января 2012